Комментарии к конституции российской федерации


Оглавление:

Комментарий к Конституции Российской Федерации


Вид методичка Язык русский Дата добавления 01.11.2012 Размер файла 312,7 K Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Страница:

  1. 1

Размещено на http://www.allbest.ru/ КОММЕНТАРИЙ К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Е.Ю. БАРХАТОВА Предисловие Распад Союза Советских Социалистических Республик, кардинальные изменения политической обстановки и начало экономических реформ в стране заложили необходимость принятия новой конституции для нового государства — Российской Федерации.

Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ.

Необходимость принятия новой Конституции была осознана подавляющим большинством россиян. Принятие в 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР повлекло за собой глубокие изменения в политической жизни России, в ее государственном устройстве и организации государственной власти.
ред. Л.В. Лазарева). — ООО «Новая правовая культура», 2009 г.

1.

Определение России как светского государства означает: отсутствие законной церковной власти над органами государства и гражданами; отсутствие исполнения церковью, ее иерархами каких-либо государственных функций; отсутствие обязательного вероисповедания для государственных служащих; непризнание государством юридического значения церковных актов, религиозных правил и т.п.

как источников права, обязательных для кого-либо; отказ государства от финансирования расходов какой-либо церкви и другие правила этого рода.

Определив Россию как светское государство, тем самым устанавливает эти положения. Вместе с тем в понятие светского государства входит и ряд других его признаков, прямо указанных в нескольких статьях или вытекающих их этих статей.

Прежде всего это установление ряда индивидуальных и коллективных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина: свобода совести и вероисповедания

Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации.

— «Проспект», 2010 г.

1. Суверенитет государства — это свойство государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении. Особое место в обеспечении подлинного суверенитета России занимает

«О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики»

, принятая 12 июня 1990 г.

первым Съездом народных депутатов РСФСР. Эта Декларация стала основой для разработки данной Конституции.

2. Суверенитет государства — неотъемлемое свойство каждого государства, обязательное условие его международной правосубъектности.

По этой причине любая часть территории России не может рассматриваться как собственность одной нации.

Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный)

«Конституция — это генеральное соглашение между всеми социальными группами, включая власть, бизнес, общество в целом, о фундаментальных правилах, по которым живет страна.

Таким образом, устанавливает неделимость и единство суверенитета России. 3. Верховенство РФ и федеральных законов на всей территории России — главное выражение верховенства государственной власти.

Это — та рамка юридически необходимого и возможного, выход за пределы которой общество не может не воспринимать как угрозу основам своего существования».

В. Д. Зорькин *________________* См.: Зорькин В. Д. (Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор). Конституция, демократия, правовое государство // Журнал российского права. 2003. N 11. С. 8. является важнейшим юридическим, политическим и идеологическим документом для российского общества.
Именно через принятие Конституции народ выражает свою волю и представления об основных принципах устройства общества и государства, правах, свободах и обязанностях человека и гражданина.Термин «конституция» (constitutio) в переводе с латинского языка означает установление, учреждение.

Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). — ООО «Новая правовая культура», 2009 г.

1. Неприкосновенность парламентариев призвана гарантировать им возможность беспрепятственного осуществления их мандата.

Она должна защитить их от силовых воздействий исполнительной и судебной власти.

Ведь бывает достаточно задержать парламентария по пути на заседание палаты, где должно состояться голосование по важному вопросу, чтобы лишить его возможности принять участие в этом голосовании, а тем самым порой предопределить исход голосования и характер принимаемого палатой решения. 1.1. Из комментируемой следует, что неприкосновенность парламентария возникает с началом его полномочий и оканчивается с их прекращением.
Оба эти момента определены текущим законодательством.

Согласно ФЗ от 5 августа 2000 г.

«О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»

(СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3336; с изм. и доп.), полномочия члена Совета Федерации, избранного (назначенного)

Бархатова Е.Ю.

Комментарий к Конституции Российской Федерации. — «Проспект», 2010 г.

1. Признание народа носителем суверенитета и единственным источником власти в стране характеризует Россию как демократическое государство.

2. Народ осуществляет свою власть в следующих формах: — непосредственно.

Эта форма подразумевает прямое волеизъявление народа по вопросам государственной или общественной жизни. Высшая форма непосредственного выражения власти народа — референдум или свободные выборы.

Данная форма имеет юридически значимый результат (общеобязательность решения). Возможны и другие формы, не имеющие столь значимых последствий (собрания, митинги, шествия, обращения, всенародные обсуждения законопроектов и др.); — через органы государственной власти.

Решение многих вопросов невозможно без участия специалистов в той или иной области, поэтому обычно власть от имени народа осуществляют государственные органы; — через органы местного самоуправления. Действия этой формы охватывают низовой уровень отношений власти.

Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. — «Проспект», 2010 г.

Президент Российской Федерации Главам, посвященным трем ветвям власти, в Конституции предшествует «Президент Российской Федерации». Это объясняется важностью единства государственной власти.

С этой главы начинается изложение в Конституции системы государственных органов Российской Федерации, что, помимо прочего, объясняется также особым значением Президента в организации государственной власти РФ. По совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов РФ, осуществляющих государственную власть. Этими органами в соответствии со Конституции являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.

Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность деятельности основных государственных органов РФ, поскольку полномочия Президента

Бархатова Е.Ю.

Комментарий к Конституции Российской Федерации. — «Проспект», 2010 г.

Федеральное Собрание В Конституции РФ формированию, структуре и функциям Федерального Собрания посвящена . Само расположение ее в Конституции РФ — сразу вслед за «Президент Российской Федерации» и перед «Правительство Российской Федерации» — указывает на значение представительной и законодательной власти, ее место в системе разделения властей.

Согласно Конституции Федеральное Собрание наряду с Президентом, Правительством и судами РФ осуществляет государственную власть в нашей стране. Как установлено , государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

На федеральном уровне Федеральное Собрание представляет законодательную власть Российской Федерации.

Одновременно Федеральное Собрание является представительным органом. Представительное значение Федерального Собрания определяется содержанием Конституции, в соответствии с которой

«народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти»

.

Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ.

ред. Л.В. Лазарева). — ООО «Новая правовая культура», 2009 г.

2. Суд присяжных был введен в России РФ от 16 июля 1993 г.

о внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», УПК РСФСР, УК РСФСР и КоАП РСФСР (Ведомости РФ.

1993. N 33. ст. 1313). Верховного Совета РФ, вводящим этот Закон в действие, предусмотрено поэтапное учреждение судов присяжных на территории России: с 1 ноября 1993 г. они функционируют в Ставропольском крае, в Ивановской, Московской, Рязанской и Саратовской областях; с 1 января 1994 г. — в Алтайском и Краснодарском краях, в Ульяновской и Ростовской областях.

В соответствии с от 18 декабря 2001 г. N 177-ФЗ «О введении в действие УПК РФ» суды присяжных были введены: с 1 июля 2002 г.

+ +